Молодежное движение ПОКОЛЕНИЕИнтервью с Евгением Селивановым ведет идеолог и координатор МД "Поколение" Юлия Максимова. Ю. М.:Евгений Дмитриевич, вы свою музыкальную деятельность начинали в Барнауле?
E. C.:Конечно. Я родился в Барнауле. Вначале играл на гитаре в кружке при Дворце пионеров в начале 80-х годов у Кротовой Людмилы Петровны. Жил у 1-го трамвайного депо, там недалеко была комната школьника. До армии года три занимался в ансамбле. И все это вначале без всякого музыкального образования. Просто было желание. А стать музыкантом я мечтал еще с 4-х лет. Средств у родителей не было учить меня музыкальной грамоте, но мне это не помешало встать на этот путь самостоятельно. Помню, еще в садике учитель пения практиковал, собирал нас и организовывал детские музыкальные номера. Вот уже тогда я загорелся мечтой стать музыкантом. После армии пошел учиться в колледж культуры. Понял, что нужно получить музыкальное образование. Учил меня преподаватель Виноградов.
Ю. М.:Почему флейта?
E. C.:Хотелось научиться на флейте. Продольные флейты, они очень дорогие, а блок-флейты сегодня стоят копейки. У меня сейчас есть хороший учебник, который раньше достать было нельзя. По нему многие мои ученики работают. Когда заканчивал в 96-м году колледж культуры, тогда еще копировали то немногое, что было. Сейчас только начинает появляться нужная литература.
Ю. М.:Ведь вы еще и поете?
E. C.:Да, пою. И преподаю. Работаю в Доме художественного творчества. К нас музыкальная студия. Есть преподаватели и по музыкальной литературе, и по музыкальной грамоте. Есть специальности – баян, аккордеон, гитара, фортепиано. Я флейту, синтезатор преподаю.
Ю. М.:Синтезатор?
E. C.:Да, сейчас сразу синтезатор покупают. Левой аккомпанемент играют, правой – идет мелодия. На синтезатор научиться гораздо проще, чем на полноценном фортепиано.
Ю. М.:Люди сейчас больше стремятся учиться музыкальной грамоте? Чувствуется всплеск какой-то?
E. C.:Думаю, что это никогда не угасало. Мы находимся на краю города, но тем не менее, у нас полная комплектация групп. На гитаре даже перебор. Очень много детей сейчас стремятся учиться.
Ю. М.:Несмотря на серость нашей жизни?
E. C.:Да какая она серая? Вот когда я учился – была серая. Сейчас люди могут себе позволить и дорогие инструменты, учат своих детей.
Ю. М.:У вас какой возраст учится?
E. C.:Да от шести и до двадцати.
Ю. М.:А больше двадцати учатся?
E. C.:Редко, хотя бывает иногда практика. Помню, женщина 32-х лет решила научиться на гитаре.
Ю. М.:Преподавательство – единственная ваша деятельность?
E. C.:Да нет. Вечерами приходится работать в кафе. Все-таки семью нужно кормить. К сожалению, люди искусства не разбалованы хорошим жалованием…
Ю. М.:Сколько вы получаете от преподавательской деятельности?
E. C.:Если работаешь на одной ставке, то в районе двух тысяч…
Ю. М.:Мда, не разживешься особо. Ведь вас можно назвать человек-оркестр?
E. C.:Ничего особенного в этом нет. Ведь если человек – музыкант, то достаточно желания, чтобы научиться на нескольких инструментах. Я ноты знал не сразу.
Ю. М.:Вообще это возможно, как вы считаете, не зная нот, музыцировать?
E. C.:Конечно, возможно. Пол Маккартни до сих пор принципиально не хочет ноты изучать. Есть люди, духовно продвинутые, шаманы, которые считают, что у любого неживого предмета существует душа. Надо найти общий язык с инструментом, поговорить, наладить некую связь и тогда можно будет вместе создавать музыку. Мне было 25 лет, когда я в руки взял саксофон, и 26, когда взял флейту.
Ю. М.:Вы бы не хотели еще какие-нибудь инструменты изучить?
E. C.:Все, что хотел, я уже достиг. Больше всего хотел научиться на саксофоне. Отец у меня, например, играет без нот на гармошке. Он у меня из деревни. Как и дед.
Ю. М.:То есть семья у вас музыкальная? И это, видимо, налажило отмечаток на вашем выборе стать музыкантом?
E. C.:Ну да. Я смотрел на отца, как он и на гитаре, и на гармошке играет. Сейчас играем уже вместе.
Ю. М.:А у вас в Доме художественного творчества устраиваются какие-то концерты. Помимо педагогической деятельности присутствует работа так сказать эстрадная?
E. C.:Конечно!
Ю. М.:Есть желание принять участие в нашем движении?
E. C.:Да, я стремлюсь участвовать в подобных проектах. Вот, например, блок-флейту у нас мало в городе преподают. Редко флейтисты присутствуют на каких-либо фестивалях, концертах, конкурсах. Мы сами организуемся как правило. Например, у себя на базе прямо и собираемся. Раз в два города проходит конкурс “Музыкальные родники”, нами организованный. Вот в феврале будет конкурс ансамблей, не эстрадных, а основанных на классической музыке. Ребятишки играют классику эстрады – джаз.
Ю. М.:С хореографическими коллективами не работаете?
E. C.:Хотелось бы, но пока нет такой возможности. Вообще, организовывать должен продюссер – современная правильная организация каких-либо мероприятий. У нас в городе есть профессиональные продюссеры.
Ю. М.:У вас есть постоянный продюссер?
E. C.: Да, Влад Маляревич. Это прекрасный мастер своего дела и просто порядочный человек.
Ю. М.:Вы хотите, чтобы ваши дети тоже стали музыкантами?
E. C.:Ну дочь категорически не хочет, она отдает приоритеты туристическому бизнесу. А сыну еще 4 года, хотя он уже быстро схватывает музыку с телевизора, пытается что-то повторить, перепевает эстрадные песни. Жена у меня пианистка. Музыка нас, собственно говоря, и связала.
Ю. М.:Что бы вы могли сказать о развитии культуры в нашем городе?
E. C.:Есть то, что мне несомненно нравится. Интересная телепередача на нашем барнаульском телевиденьи - “Афиша”. Молодец ведущий, поднял серьезный пласт, много делает. Город развивается культурно несмотря не на что. Много упирается, конечно, в финансирование. В этом плане культура всегда была на последнем месте. Наше учреждение выживает в основном за счет родителей. А что делать? Все сейчас очень дорого. А ведь приезжают если кто издалека, судят нас прежде всего по развитости культуры, искусства.
Ю. М.:Так вот приезжие не догадываются, что городу просто не хватает денег на развитие культуры…Скажите, а кроме музыки есть какие-то увлечения?
E. C.:Я люблю готовить.
Ю. М.:Да вы что? И у вас есть свои коронные блюда?
E. C.:Ну конечно, это прежде всего борщ, плов, шашлык – чисто мужские блюда.
Ю. М.:То есть вы не вегетарианец?
E. C.:Нет. Рыбу не очень, хотя недавно мне показали приготовление рыбы на молоке. С грибами все это запекается в духовочке. Кухня у нас дома – место для гостей. Собираемся, общаемся. И друзья у меня тоже многие увлекаются кулинарией.
Ю. М.:Вообще ваши друзья в основном музыканты?
E. C.:Да, в принципе да. Если кто уходит из большой музыки, но заниматься этим продолжает. По молодости я общался еще с театралами, даже музыку сочинил к одному спектаклю.
Ю. М.:Серьезно? Так вы еще и композитор?
E. C.:Это было один раз в моей жизни, поэтому не могу сказать, что это мое основное творчество, но тем не менее практика такая в жизни была. Хотел бы, конечно, попробовать и еще раз…
Ю. М.:Вы на чем пишете?
E. C.:Тогда у меня был синтезатор. Теперь изучаю компьютерные технологии. Планирую полностью перейти на современную компьютерную обработку музыки. Сейчас плотно занимаюсь самообучением специальных программ. Как только освою новые технологии, выйду на новый этап развития своего творчества.
Ю. М.:Какие у вас приоритеты в музыке? Что больше нравится?
E. C.:Из эстрады люблю лирику – Митяев, Сукачев, Шуфутинский. Из классики – Чайковский, Моцарт, Брамс. Джаз люблю за мелодизм – Амстронг и другие.
Ю. М.:Кстати, расскажите о джазе. Как вы думаете, как появилось на свет такое направление? Ведь это почти импровизация?
E. C.:Джаз – это основа всей эстрадной музыки. Та же попса, только тех времен, афро-американского пространства. Он оттуда и пришел к нам. Джаз не может не завести человека. В основе джаза – триоли, четверть с восьмушкой, вот и весь секрет.
Ю. М.:Если неподготовленный музыкант вдруг захочет играть джаз, возможно ли это?
E. C.:Раньше я вообще не любил джаз. Только эстрада, только попса в 80-е года заполняла мою жизнь. Но у меня был руководитель, который возил нас на джазовые концерты. И когда я сам поиграл, когда начал это играть, уже не мог без этого жить. Пока сам не поиграешь…Так и классика.
Ю. М.:Классика позволяет научиться музыкальной технике….
E. C.:На то она и классика.
Ю. М.:Какой основной инструмент джаза?
E. C.:А какая разница? Любой инструмент может быть джазовым. И ребята у меня играют джаз даже на флейте.
Ю. М.:Да. Джаз на флейте – по-моему это круто.
E. C.:Я играл Генделя сонату на госэкзаменах - на саксофоне. Очень здорово получилось. Пятерку с минусом поставили.
Ю. М.:А вы стараетесь завысить оценку своим ученикам или жестко ставите баллы?
E. C.:Раньше, когда только начинал преподавать, жестко ставил оценки, а сейчас стал снисходительней. Начал уже жалеть своих учеников. Да и поколение другое растет. Очень чувствительные дети пошли, чувствуют агрессию моментально.
Ю. М.:Вообще быть педагогом музыки – для этого обязательно учиться? Имею ввиду саму педагогику?
E. C.:Да, конечно. Я именно такое образование и получил. Надо обязательно уметь и знать, как общаться с детьми, чтобы и научить, и не переборщить с принципами преподавания.
Ю. М.:Наш сайт посещают творческие люди. Что бы вы хотели напоследок сказать им, какое напутствие…
E. C.:Чтобы не опускались руки – это самое главное. Творить и творить, развивать свои творчество.