|
Нечаева Ольга Николаевна, руководитель вокальной студии «Мелодия», работает педагогом по вокалу вот уже более 30 лет. Рассказывает секреты рождения вокалистов, отвечает на вопросы для читатетей альманаха.
- Ольга Николаевна, к вам приходят детки с самого раннего возраста. Как вы считаете, с какого момента развития ребенка правильно начинать тренировать его вокальные данные? Какие рекомендации родителям вы можете дать, желающим отдать ребенка на вокал?
Не бывает такого, что родитель решил отдать своего ребенка на вокал на пару месяцев с нерегулярными посещениями и получил певца высшего класса. Навык строится поэтапно, постепенно, путем скрупулезного труда педагога, родителей и ребенка. Не нужно загонять ребенка в рамки обязательств, мол, ты должен много-много заниматься, всегда побеждать на конкурсах и т.д., а такое встречается, что может загнать ребенка в комплексы, нужно поддерживать ребенка и дать ему понять, что вокал это яркая, интересная составляющая его жизни, которая придает разнообразие учебным будням, помогает раскрыть себя, реализовать свои способности, социализировать, научит радоваться победам и не падать духом при неудачах. Более того, мнение родителей, которое некоторые иногда внушают своим детям, а именно, «это несерьезно», «у тебя все равно голоса особо нет, просто так походишь», губительно для ребенка. Поверьте моему опыту, кем бы в будущем ребенок не стал, вокальные навыки, приобретенное умение выступать на публике, умение перебарывать свое волнение, умение и говорить и двигаться красиво, никогда никому не помешает. Ко мне зачастую приходят взрослые люди, чтобы приобрести эти навыки. По поводу возраста, ко мне приходят совсем маленькие дети, которые научились говорить, в среднем, я беру детей от трех лет.
- Есть ли у вас своя разработанная методика постановки голоса или вы используете классический подход? Что вы думаете о разнообразии методик постановки голоса?
В настоящее время на преподавательском поприще в сфере вокала предлагается огромная масса различных авторских и иных методик преподавания. Я считаю, что было бы слишком ограничено взять на вооружение одну методику и применять ее абсолютно ко всем ученикам, универсализм в вокале ограничивает в росте и развитии. Моя личная методика заключается в индивидуальном подходе, 99 % моих занятий это индивидуальные занятия, я знаю достоинства и слабые точки каждого ученика и все они разные. Сколько учеников -столько и методик. Я стараюсь обновлять свои знания, выискивать новые приемы для обучения вокалу, внедрять свежие упражнения. На своих занятиях я уделяю внимание не только голосовому аппарату, а ребенку в целом. Бывают случаи, когда ребенок приходит грустный или уставший, загруженный какими-то печальными мыслями, соответственно и исполнение будет вялым, ребенок не будет и не захочет стараться. В данном случае приходится проявлять себя в роли психолога, чтобы раскрыть ребенка и отвлечь его от своих мыслей в позитивное русло, тогда ребенок расслабится, и результат от урока будет положительный.
- У мальчиков существует проблема ломки голоса. Как вы считаете, как правильно построить работу с голосом мальчика, чтобы сохранить его способность петь и после этого периода?
Ломка голоса это не только, так сказать, мужская проблема. У девочек тоже происходит ломка голоса. У кого-то ломка проявляется ярче, у кого-то почти незаметно. Тем не менее, к данному периоду формирования и становления уже, будучи, взрослого голоса, нужно отнестись с трепетом и пониманием. Самая главная моя рекомендация это не перенапрягать голосовые связки тяжелыми для исполнения песнями, которые содержат высокие ноты, для взятия которых нужно усилие голосовых связок. Данный период можно переждать на легких ненавязчивых занятиях на тренировку дыхания, работу мышц живота, на легких распевах в рамках одного диапазона, дабы не травмировать голосовой аппарат, из которого после окончания периода его становления можно будет «лепить» все, что угодно.
- Надо сказать, что целое поколение ваших воспитанников выросло в проектах молодежного движения "Поколение". Вы всегда участвуете в нашем весеннем фестивале. Что привлекает вас участвовать у нас?
Вы правы, мы на протяжении 10 лет и даже больше, активно сотрудничаем с молодежным движением «Поколение». Нас привлекает демократичная политика данного творческого объединения. Организаторы конкурсов, фестивалей, концертов относятся внимательно к каждому коллективу, предоставляют возможность проявить себя всем без исключения. Большие красивые залы с современным оборудованием, приятные призы, возможность расширения портфолио и много других бонусов дает «Поколение» нам и другим коллективам.
- Спасибо Вам за такую оценку, Ольга Николаевна. Скажите, а как вы стали педагогом по вокалу? Почему Вы решили себя связать с этим нелегким трудом?
Если человек трудится на совесть, не важно, в какой профессиональной деятельности, то это всегда трудно, но если тебе интересно заниматься тем, чем ты занимаешься, то эти трудности лишь в удовольствие. Я преподаю вокал и даю уроки на фортепиано уже, без малого, 30 лет, на моих глазах выросло не одно поколение, каждого ребенка я помню и люблю по-своему, мне приятно, когда я встречаю своих учеников, у которых уже свои семьи, дети, и они говорят мне «Спасибо», а я в ответ благодарю их. Для меня не было и нет иной профессии, я люблю детей, я люблю музыку, поэтому, это вполне естественно и сочетаемо с моим внутренним миром было выбрать именно эту профессию и я горжусь этим.
- Вообще, вы как считаете - научиться петь можно в любом возрасте? Или это способность возможна только, если развиваться с детства? Нужен ли особый талант или развить вокал можно у любого человека? Какой минимум должен быть, чтобы быть уверенным, что человек сможет петь?
У меня есть ученики, которые только вот начали говорить, и те, которые уже глубоко на пенсии. Безусловно, дети как белый лист бумаги, со взрослыми иначе, у взрослого за спиной жизненный опыт, который оставил отпечаток, в том числе, и на голосовых связках, я даже по разговорной речи человека могу понять, были у человека в жизни какие-либо серьезные стрессы, потери, потому что все это врезается в наш голос. Некоторые взрослые люди, которые приходят ко мне на уроки, в процессе изучения своего голоса и тела, понимают, насколько вокал полезен для их психики, он помогает успокоиться. Можно научиться петь в любом возрасте, если вы упустили это в детстве, это не значит, что все потеряно. Талант не зависим от возраста и у него есть своя концентрация. Умение петь это не только о природных данных, которые могут быть разные, это сам человек в целом, его внешность, его харизма, его пластичность, коммуникабельность и многое другое. В любом случае, лучший спутник достижений это труд. Кому-то от природы могут быть даны прекрасные вокальные данные, а человек их не раскроет, проигнорирует или поленится поработать над собой, а кому-то даны средние вокальные данные, и он стал знаменитым певцом благодаря своей трудоспособности.
- Говорят, что занятия вокалом улучшает здоровье. Что вы думаете по этому поводу? Так ли это и что имеется ввиду?
Следует отметить непосредственно пользу вокала для организма и необходимость занятия вокалом. Вокал полезен как взрослым, так и детям, с помощью вокальных тренировок можно избавиться от дефектов речи, научиться контролировать свое тело, дыхание, увеличить объем легких, убрать зажимы, укрепить сердце, мышцы пресса, повысить иммунитет (вокал это тоже спорт, и физический, и умственный и психологический). Родителям, прежде, чем отдать ребенка на вокал, нужно осознавать пользу от занятий вокалом, плоды которых будут по истечению, хочу сделать акцент, регулярных и стабильных тренировок. Вокал – это большой отдельный мир, в котором ребенок должен одновременно и усердно трудиться и наслаждаться этим трудом.
- Мы Вам тоже говорим «спасибо», что Вы с нами на протяжении стольких лет. И напоследок хотим узнать, что бы Вы пожелали читателям нашего альманаха?
Занимайтесь любимым делом, будьте трудолюбивы и помните, что под лежачий камень вода не течет! Созидайте и занимайтесь своим делом и все, о чем вы мечтаете, придет к Вам!!!
|
.
У вас отсутствуют права на размещение комментария к статье! Для этого нужна регистрация. Если Вы зарегистрированы, то перейдите на авторизацию.
.
.
.
(подсчет ведется с сентября 2004 года) |
Подпишитесь на анонсы наших мероприятий, конкурсов, концертов, выставок, семинаров, о новинках сайта прямо сейчас | Главная страница / Вход / Регистрация |