|
Всегда актуальна тема сохранения и возрождения утраченных имён известных мастеровых людей.
Алтайский край сегодня - это центр быстро развивающейся туристической отрасли. К нам приезжают туристы из разных уголков нашей страны. С моей точки зрения, приезжающим будет интересно узнать о гармонных мастерах Алтая и судьбах их инструментов.
Когда появилась первая гармонь-хромка, сейчас сказать сложно. Считается, что хромка появилась в 1870 году в городе мастеров Туле. Гармонный промысел в Вятском уезде наладил крестьянин Семён Евсеевич Шельпяков из деревни Шельпяки, занимавшийся ранее изготовлением точёной деревянной посуды и умевший играть на скрипке.
Свой рассказ я хочу посвятить Фёдору Ивановичу Шельпякову (30 октября 1888 – 30 августа 1966 гг.), своему прадеду, гармонному мастеру с Вятки, который жил и работал на Алтае.
Гармонный мастер Шельпяков был невысокого роста, но бойкий, уверенный в себе, с умной головой и золотыми руками. Фёдор был вторым ребёнком в семье крестьянина Ивана Семёновича. После раскулачивания на Вятке Фёдор Шельпяков приехал в Барнаул в 1928 году. Первый год жил с семьёй в съёмной комнате, но дело своей жизни не бросал, работал, хотя конкуренты у него были достаточно серьёзные. Главным из них был Гранкин, мастер хромок, живший в нагорной части Барнаула.
Первый инструмент мой прадед продавал долго: не знали имя Шельпяковых на Алтае. Однако мастер упорно трудился, и его гармони стали узнавать.
Гордостью мастера были и два его сына, Василий и Николай. Два сына, два продолжателя рода, которым можно предать ремесло.
Уважали золотые руки мастера на Алтае. Инструменты, сработанные мастером Шельпяковым, отличались красивым и мелодичным звучанием.
Одно печалило мастера: его сыновья не проявляли интереса к гармонному ремеслу. Старший, Василий, хорошо играл на отцовских хромках, разбирался в гармонном деле, но всё выполнял без желания, а после войны уехал с семьёй в Алма-Ату. Отъезд Василия стал для Фёдора Ивановича тяжёлым ударом. Мастер понял, что дело жизни передавать некому! Николай был в мать, музыкального слуха почти не имел, играл посредственно. А без слуха музыкального, что за мастер?!
В 1964 году Фёдор Иванович сделал свой последний инструмент, последнюю хромочку! Похоронен мастер на Власихинском кладбище в Барнауле.
У каждой гармони своя судьба: жена Екатерина после смерти мужа приняла решение продать гармонь мужа. Все инструменты раздала, детали гармоней выбросила в р. Пивоварку и уехала.
«Гуляла» по Барнаулу хромка Шельпякова. В 80-х годах её купил страстный любитель, поклонник гармони, музыкант Корякин Пётр Дмитриевич. Он приобрёл гармонь мастера Шельпякова Федора Ивановича у жителя Барнаула, Мещерякова. Пётр Дмитриевич дал устаревшей гармони новую жизнь, дал новые меха, и снова запела певунья - гармонь старого мастера, ни один голос не сломался, не расстроился.
Уже нет в живых Фёдора Ивановича, не осталось преемников, ушло его мастерство, а вот хромки ещё звучат!
Как же здорово, что сегодня на Алтае работает уникальный мастер-гармонщик Александр Юрьевич Ланин. Я надеюсь, что ему удастся возродить гармонный промысел на Алтае.
Я горжусь, что смог собрать материал о жизни и судьбе моего прадеда, гармонного мастера Шельпякова, и вписать его имя в историю гармонных мастеров Алтая.
Пусть поют мастеровые гармони, прославляя нашу Родину и наш Алтайский край!
|
.
У вас отсутствуют права на размещение комментария к статье! Для этого нужна регистрация. Если Вы зарегистрированы, то перейдите на авторизацию.
.
.
.
(подсчет ведется с сентября 2004 года) |
Подпишитесь на анонсы наших мероприятий, конкурсов, концертов, выставок, семинаров, о новинках сайта прямо сейчас | Главная страница / Вход / Регистрация |