Молодежное движение ПОКОЛЕНИЕ
Главная страница....Вернуться в кабинет....Все публикации участников движения....

Об истории российского кино
Иллюстрации нетАвтор: Разумов Глеб Григорьевич. Дата публикации: 2016-03-23.

Кинематограф в жизни современной молодёжи играет важную роль. Кино, как и литература, обогащает нас духовно, насыщает полезной информацией, формирует наше отношение к миру. Когда мы просматриваем кинофильм, мы получаем большой заряд эмоций. Мы вместе с его героями начинаем переживать, удивляться, проживаем целую жизнь. Зачастую мы смотрим фильмы иностранного производства и восхищаемся ими. Но мне бы хотелось поговорить о российском кино, которое имеет свою историю. Изучив справочную информацию, познакомившись с работами различных авторов по истории кино, мне захотелось поделиться этими сведениями с моими ровесниками.

Оказывается, начало истории российского кино положено ещё при Николае II. Уже в апреле 1896 года в России появляются первые кинематографические аппараты. Спустя несколько лет режиссёр и предприниматель Александр Дранков начинает заниматься киноделом. Первой вышедшей на экран художественной кинолентой производства Дранкова стал фильм «Понизовая вольница», премьера которого состоялась 15 октября 1908 года. Фильм был немым, сцены длились буквально минуту, а сам фильм имел продолжительность около 6 минут. Но зрелище для того времени было грандиозным. Зрители шли в кинотеатр на премьеру в огромном количестве. «Вольница» была также первым фильмом в русской истории, показ которого сопровождался оригинальным звуком: вместе с плёнкой кинотеатры приобретали также граммофонную запись музыки.

В конце XIX – начале XX века в Петербурге и Москве появляются первые актёры, режиссёры, художники (И. Мозжухин, А. Гончарова, А. Громов, В. Гончаров, П. Чардынин и др.). Развитие кинопроизводства в Москве было неотделимо от деятельности А. Ханжонкова, основавшего первую в России кинофабрику. Большое место занимали фильмы, построенные на историческом материале. ("Смерть Иоанна Грозного", 1909 г., "Воцарение дома Романовых", 1913 г.). Особое внимание уделялось выдающимся историческим личностям ("Ермак Тимофеевич- покоритель Сибири", "Жизнь и смерть Петра Великого", "Наполеон в России" – все созданы в 1910 г.). Своей масштабностью отличалась киноэпопея "Оборона Севастополя" (1911 г., режиссёры Гончаров, Ханжонков). Надо сказать, что это был первый русский полнометражный игровой фильм, построенный на документальном материале.

Начало второго десятилетия XX века характеризовалось бурным ростом производства отечественных фильмов, к 1914 году их уже было более 300. В фильмах стали сниматься известные театральные актёры: Е. Рощина-Инсарова, В. Пашенная, В. Максимов. Они несли в кинематограф высокую культуру русской сцены. Накануне первой мировой войны появились фильмы на современные темы, начал формироваться жанр кинокомедии. В 1912 году режиссёр В. Старевич разработал оригинальную технику трюковой съёмки и создал первые в мире объёмные мультипликации.

Начало империалистической войны привело к резкому сокращению импорта фильмов; ослабление иностранной конкуренции обусловило рост кинопроизводства в России. Число прогрессивных фильмов было невелико, но их роль в развитии национального кинематографа была значительна. В «золотой фонд» искусства кино вошли лучшие экранизации русской классической литературы: "Дворянское гнездо" (1915 г., режиссёр В. Гардин), "Пиковая дама" (1916 г.) и "Отец Сергий" (1917-18 г.) – оба создал режиссёр Я. Протазанов), "Наташа Ростова" (1915 г., режиссёры Гардин, Протазанов), "Снегурочка" (1914 г., режиссёр Старевич).

Зачинателем «изобразительно-постановочного» направления в русском кино был режиссёр Бауэр Е.Ф., придававший большое значение живописному оформлению фильмов, композиции кадра, кинематографической выразительности мизансцен и актёрской игры. Среди режиссёров коммерческого кинематографа значительной была деятельность П. Чардынина. Он поставил более 100 фильмов. К числу известных постановщиков относились также Б. Светлов, А. Уральский, В. Туржанский, Н. Салтыков. Они создавали «массовый» репертуар. Передовые режиссёры русского кино обращались к прогрессивной общественности, успешно овладевали выразительными средствами кино, применяли разнообразные приёмы построения фильмов, овладевали специфическим опытом работы с актёрами в кино. Все лучшие достижения дореволюционного кино связаны с обращением к передовым традициям русской культуры - классической литературе и живописи. Наряду с самобытной школой режиссёров и актёров в русском кино сформировались профессиональные кадры операторов. Они разработали новые приёмы освещения, динамической съёмки, монтажного использования крупных планов, впервые внедрили систему разборных щитовых декораций. В дореволюционные годы возникло и развивалось при участии видных учёных научно-популярное кино, главным образом в научном отделе кинофирмы Ханжонкова. Операторы этой фирмы снимали жизнь и быт народов восточных окраин России, а также производили съёмки в Арктике.

После Февральской революции кинопредприниматели пытались использовать кино как средство буржуазной пропаганды. Лучшие фильмы этого периода - "Дело Софьи Перовской", "Андрей Кожухов", "Революционер" были поставлены режиссёрами Гардиным, Протазановым, Бауэром.

Следующий период развития российского кино – это годы революции и гражданской войны. Одно из ярких русских имён, которое вошло в историю мирового кинематографа – имя Сергея Эйзенштейна, автора фильмов «Броненосец Потёмкин» (1925) и «Октябрь» (1927). Идеология мировой революции вызывала тогда живой интерес у мировой общественности.

Период 30-х – 40-х годов был противоречивым: с одной стороны жёсткая сталинская цензура, героическая и патриотическая тематика, идеологический подтекст, с другой стороны яркие комедии и новые звёзды, такие, как актриса Любовь Орлова, режиссёр Григорий Александров. Фильмы, вышедшие в то время, в мире были практически неизвестны. Играл роль «железный занавес». Но в СССР своё кино очень любили. Кинотеатры часто были заполнены до отказа.

Яркие имена в мире российского кинематографа в 60-80-х годах - это режиссёры Андрей Тарковский, Сергей Параджанов, Кира Муратова. Известные фильмы – «Солярис», «Два бойца», «Летят журавли», «Весна на Заречной улице» и другие.

Ещё один переломный этап в истории русского кинематографа наметился в 90-е годы, в эпоху перестройки. Фильмы того времени отличались провокационностью, порой излишним негативизмом, что было характерно для данного периода в жизни нашей страны.

Начало XXI века – это новая эпоха, новые фильмы, а это означает, что история российского кинематографа далеко не закончена. В русском кино продолжается поиск новых стилей и направлений.

Источник публикации: Авторская статья

Комментарии к статье.

Комментарии к статье отсутствуют!

.

У вас отсутствуют права на размещение комментария к статье! Для этого нужна регистрация. Если Вы зарегистрированы, то перейдите на авторизацию.

.

.

.

Рейтинг нашего сайта

(подсчет ведется с сентября 2004 года)

Rambler's Top100 Каталог сайтов Всего.RU
Подпишитесь на анонсы наших мероприятий, конкурсов, концертов, выставок, семинаров, о новинках сайта прямо сейчас
Введите вашу электронную почту:

Перейти в группу электронных рассылок молодежного движения "Поколение"

Главная страница / Вход / Регистрация

2002-2017 © Копирование материалов только с письменного разрешения администрации сайта / Администратор сайта - молодежное движение "Поколение" / Разработчик сайта АКМОД "Поколение"