Молодежное движение ПОКОЛЕНИЕ
Главная страница....Вернуться в кабинет....Все публикации участников движения....

Поэтические символы в народных песнях
Иллюстрации нетАвтор: Алиева Галина Магамедовна. Дата публикации: 2016-01-25.

Поэтическая символика народных песен привлекла к себе внимание ученых уже в XIX веке. Ее исследованием занимаются и современные фольклористы.

Прежде всего необходимо обратить внимание на то, что поэтическая символика употребляется преимущественно в лирических жанрах фольклора.

По глубокому убеждению многих фольклористов, широкое употребление поэтической символики в народной лирике обусловлено ее жанровой природой, особенностями ее содержания, самого способа художественного отражения действительности.

Нельзя недооценивать значение народных традиционных лирических песен в изображении различных фактов и явлений из бытовой и общественной жизни народа. Главное назначение подобных песен в выражении определенного отношения к этим фактам и явлениям, в показе богатства народных мыслей, чувств и переживаний. Именно этими жанровыми особенностями традиционной лирической песни и обусловлено необычайно широкое употребление в ней всевозможных символических образов.

Употребление образов природы не в их прямом, а в переносно-поэтическом значении, выражение посредством этих образов всевозможных переживаний свойственно не только фольклорной лирике. Характеризуя родовые особенности литературной лирики, Белинский писал: «Предмет здесь не имеет цены сам по себе, но все зависит от того, какое значение дает ему субъект, все зависит от того веяния, того духа, которыми проникается предмет фантазиею и ощущением. Что, например, за предмет — засохший цветок, найденный поэтом в книге? — но он внушил Пушкину одно из лучших, одно из благоуханнейших, музыкальнейших его лирических произведений».

«...Чисто лирическое произведение,- писал Белинский,- представляет собою как бы картину, между тем как в нем главное дело не самая картина, а чувство, которое она возбуждает...». Сказанное может быть распространено на литературную лирику всех времен, однако, следует подчеркнуть, что употребление предметов и явлений природы в их переносном значении, широкое использование поэтической символики особенно показательно именно для народной лирики. Это объясняется временем ее возникновения, спецификой содержания и назначения.

Песенная символика возникла и оформилась в законченную поэтическую систему в связи с возникновением и формированием лирической песни.

Материалом для песенной символики послужил объективный реальный мир, прежде всего весь окружающий крестьянина мир природы (солнце, месяц, ветер, тучи, река, горы, различные деревья, трава, цветы, многие породы птиц и т. д.), некоторые виды трудовой деятельности крестьянина (сеяние, сажание, поливание, косьба, рыболовство, охота и т. д.) и обрядовые действа (вытаптывание сада, открывание ворот и т. д.).

« Уж вы ветры, ветерочки полуденные.., вы не дуйте, да не бушуйте, сине море да не волнуйте… Сине море колыхливо.., в море рыбица была пуглива…» ( Ульяновская область) Раскрытие содержания символов убеждает в том, что подавляющее большинство их никак не связано с выражением религиозных представлений. Символические образы в фольклоре свидетельствуют о стихийно-материалистических представлениях народа, о больших и глубоких наблюдениях в области явлений природы.

Анализ предметного мира песенной символики в определенной мере свидетельствует о ее национально-бытовом, географическом своеобразии. Так, например, роза, очень распространенная в украинских песнях, в русских же песнях она встречается довольно редко, а в песнях северных районов вовсе не встречается.

Зато береза, распространенная в России повсюду, находит в русских песнях, и особенно бытовавших в северно-русских районах, необычайно широкое использование.

В этой связи В. М. Сидельников высказывает такое наблюдение: «Очень редки в протяженной песне образы розы, кипариса, лавра и чернослива. Они не характерны для русской песни и вошли в нее из восточной поэзии».

Итак, предметом, источником символов является окружающий человека природный мир. А что же является объектом символизации? Объектом поэтической символизации в русских народных лирических песнях является человек — крестьяне и крестьянки, их взаимоотношения и поступки, выражаемые ими всевозможные мысли, чувства и настроения.

В основе создания поэтических символов в народной лирической песне лежит сопоставление на основе каких-то подмеченных общих черт и признаков образов и явлений из человеческой жизни с предметами и явлениями из мира природного, выражение одного при помощи другого.

Пожалуй, наиболее древними символами русской обрядовой лирики являются такие образы, как месяц — символ отца, солнце — матери и звезды — детей, а также месяц-молодец (муж) и зорюшка-девушка (жена).

Довольно широко в народных лирических песнях в роли символов выступают различные птицы. Так, символом молодца в них чаще всего являются соловей, сокол, селезень и голубь. Символом девушки - белая лебедушка, серая утица, пава или сизая голубка. Символом печальной девушки или горькой женской доли, как правило, в песнях выступает серая кукушка.

« Ох, ты пташка- лебедяшка, птичка милая,что так рано залетела в эти дальние края? Или ветер сильной бурей завели тебя сюда?Для родных друзей разлука, тяжело голубке жить,» (Алтайский край Красногорский район)

« Наш комар на мухе женился. Ох, не умела та муха ни прясть, ни ткать. Только умела по полю летать, с молодыми комарами сметану сбивать…» (Алтайский край Третьяковский район)

Еще шире, чем из мира птиц и животных, в традиционных лирических песнях в качестве символов выступают предметы растительного мира. Например, очень часто символом девушки в них являются белая береза, калина, малина и сладка вишня. Птица клюет вишню — молодец сватает девушку и т.д. « По горам виноград растет, а ягода по лугам цветет…

Виноград расцветает, а ягода поспевает…
Виноград- Иванушка, а ягода- Манечка…
Дай вам Бог совет да любовь!..» (Алтайский край Шелаболихинский район)

Таким образом, можно заключить, что многие поэтические символы народных песен весьма определенно персонифицированы.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что чаще всего различные растения в песнях являются символами не каких-то конкретных человеческих образов, а в зависимости от их состояния (например, цветения или увядания) выражают то или иное настроение, передают определенное психологическое состояние героев.

Анализ текстов показывает, что поэтические символы в их четко персонифицированном значении употребляются главным образом в обрядовой (свадебной) лирике. Что же касается песен необрядовой лирики, то в них поэтические символы чаще всего обозначают не какой-нибудь конкретный образ, а являются выразителями того или иного настроения, создают определенный эмоциональный колорит. Поэтические символы в солдатских и «удалых» песнях в основном употребляются в том же значении, в каком они употреблялись и в бытовых крестьянских песнях. Однако встречаются значительно реже, чем в традиционных крестьянских песнях. В них различные образы и картины природы чаще всего употребляются не в символико-поэтическом, а в реально-жизненном значении.

« Как на дубе, на высоком, над великою рекой одиноко думу думал сокол ясный, молодой.

Что ж ты, сокол быстрокрылый, призадумавшись, сидишь и печальными глазами в даль туманную глядишь?

На сторонушку родную сокол ясный поглядел, встрепенулся сизокрылый, в сине море полетел. Буря воет, гром грохочет. Сокол в небе высоко, сокол борется за волю в синем море далеко.» ( Калужская область)

Из сказанного можно заключить, что поэтические символы в народных (обрядовых и необрядовых) лирических песнях выполняют важную композиционную роль. С использованием их значения создаются песни приемом сюжетно-образного параллелизма. Поэтические символы входят в зачины, которые являются своеобразным эмоциональным обобщением конкретного содержания песен. При помощи символов создаются описательно-повествовательные части песен. Не утрачивая своего традиционного значения, символические картины органически входят в сюжет песни, чаще всего представляя сюжетную экспозицию.

Поэтические символы послужили источником и многих эпитетов в лирической песне. Это, к примеру, эпитеты «светел месяц» и «красное солнышко», относящиеся к родителям.

« Осветил ты меня, светел месяц. 
Отогрел, красное солнышко, 
Отпоил, откормил, родной батюшка. 
Отлелеял, родимый мой», — 
говорит девушка своему отцу на пропоинах. 

Эпитеты, метафоры и сравнения, возникшие на основе определенных символических представлений, способствуют созданию в народных лирических песнях ярких образов, наиболее отчетливому выражению различных мыслей, чувств и настроений.

Изучение поэтической символики народных лирических песен, раскрытие ее функций, уяснение значения отдельных поэтических символов, определение стилистических и композиционных форм их выражения оказывает существенную помощь в уяснении жанровой природы русской народной лирики, истории ее поэтической стилистики.

Источник публикации: ---

Комментарии к статье.

Комментарии к статье отсутствуют!

.

У вас отсутствуют права на размещение комментария к статье! Для этого нужна регистрация. Если Вы зарегистрированы, то перейдите на авторизацию.

.

.

.

Рейтинг нашего сайта

(подсчет ведется с сентября 2004 года)

Rambler's Top100 Каталог сайтов Всего.RU
Подпишитесь на анонсы наших мероприятий, конкурсов, концертов, выставок, семинаров, о новинках сайта прямо сейчас
Введите вашу электронную почту:

Перейти в группу электронных рассылок молодежного движения "Поколение"

Главная страница / Вход / Регистрация

2002-2017 © Копирование материалов только с письменного разрешения администрации сайта / Администратор сайта - молодежное движение "Поколение" / Разработчик сайта АКМОД "Поколение"