|
Не зная культуры и обычаев своего народа, мы не можем назвать себя образованными людьми. История наших предков, их быта и традиций всегда являлась проблемой исследования. Для нас актуально познакомиться с частью быта нашего народа, какой являлась игра и игрушки. На уроках технологии нам интересно изготовить игрушки так, как их шили наши предки, жившие на территории Алтайского края в 19, начале 20 века.
На Алтае куклы и игрушки были обрядовые, куклы-обереги и игровые.
Игровые куклы и игрушки были в каждой крестьянской семье. Самой доступной и популярной игрушкой была тряпичная. Она имелась в каждом доме .Основной функцией тряпичной игрушки являлась педагогическая и игровая. Игра, воспитание, обучение, посильная работа и творчество были соединены в одном процессе. Об этом свидетельствуют многие игрушечные орудия труда- прялка, лопатка, коса и другие. Девочки кормили своих кукол, лечили их, шили им одежду. Самые лучшие, яркие лоскутки оставляли кукле на платье. Кукольные наряды отличались этнографической точностью, головные уборы, как и настоящие, украшались бисером, позументом. Пеленая и укачивая кукол, девочки учились обращаться с малышами, готовились к будущей роли матери и хозяйки, разыгрывали с куклами и фигурками домашних животных сказочные и бытовые сюжеты. Взрослые очень внимательно относились к детским играм - никогда не прерывали начатой игры, не разрушали игровых построек; не выбрасывали игрушек т.к. в играх - упражнениях: дети готовились к взрослому труду. Считалось, что детские игры могут вызвать урожай, богатство, счастливый брак, или наоборот, принести несчастье. Примечали, если дети много и усердно играют в куклы, в той семье будет прибыль, а если небрежно обращаются с игрушками - быть беде. Играли в куклы и игрушки всегда на лавках, потом убирали на своё местечко, в корзинку или коробочку, только никогда не бросали.
Примитивность формы игрушки способствовала развитию фантазии, побуждала ребёнка к активным действиям.
На Алтае тряпичные игрушки, изображавшие домашних животных, шились набивные и скрутки. Набивные: зайцы, кошки, куры, петухи и другие. Скрутки: лошади, козы, овцы. Прямоугольники сшивались, набивались наполнителем, и фигурка сшивалась. Голова отделялась от туловища при помощи перевязывания нитью. Старались, чтобы лапы были подвижные. Для этого их пришивали на суровую нитку. На Алтае тряпичная игрушка бытовала в Тюменцевском, Заринском, Третьяковском, Алтайском и других районах. Тряпичная игрушка, бытовавшая на Алтае в 19, первой половине 20 века (до 40-50 годов), повсеместно была игровой и делалась детьми и для детей. Лоскутные игрушки были в каждой крестьянской семье. Поколение крестьянских детей 40-50-годов 20 века ещё играли традиционной тряпичной игрушкой, затем пошёл процесс вытеснения её промышленной игрушкой.
Игровые куклы были в каждой крестьянской семье. По количеству игрушек и наряду кукол можно было судить о достатке семьи. Различались способы изготовления и соединения частей игрушки, материал для набивки, а так же костюм. Е.Я.Васильева рассказывала: «У меня подружка была. Оне богато жили. У неё было десять кукол, – всю полку занимали. А у меня только три». Маленьким детям до 5-6 лет кукол делали взрослые. Как правило, игрушки бережно хранились, и родители уважительно относились к игровым занятиям детей. Е. С. Гоголенко была рассказана следующая история: «Мы переезжали из Новокиевки в Табуны. Я маленькая была, играла, и куклу забыла. На другой день вспомнила и стала плакать. Тогда папаня взял лошадь в колхозе, поехал за двадцать пять километров и привёз куклу».
По мере взросления девочки учились сами изготавливать себе игрушки и шить одежду для них, обучаясь в процессе игры основам рукоделия. «Пока маленькие были – тряпочку складывали и дырочку вырезали. А потом уж мне нравилось шить юбочки граммофончиком» - рассказывала Галина Фёдоровна Менгалёва из с. Чарышское.
В иных избах игрушек насчитывалось до сотни. Дети начинали их делать с 5 лет. Играя с игрушками, дети увлечённо изображали трудовые будни, деревенские праздники и обряды. Взрослые очень внимательно относились к детским играм, т.к. в играх дети готовились к взрослому труду. Умение ребёнка оценивали взрослые. Игрушка рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки девочки-подростки брали повозку с игрушками. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Простая в изготовлении. но яркая и интересная, тряпичная игрушка была важным элементом народной педагогики. Она пробуждала фантазию, способствовала освоению приёмов рукоделия. Игра позволяла моделировать жизненные ситуации, приобретать бытовые навыки.
|
.
У вас отсутствуют права на размещение комментария к статье! Для этого нужна регистрация. Если Вы зарегистрированы, то перейдите на авторизацию.
.
.
.
(подсчет ведется с сентября 2004 года) |
Подпишитесь на анонсы наших мероприятий, конкурсов, концертов, выставок, семинаров, о новинках сайта прямо сейчас | Главная страница / Вход / Регистрация |