Молодежное движение ПОКОЛЕНИЕ / Музыка 16кб

Разговор с автором музыкальной рубрики

Владимир Бодров

Привет ВСЕМ!!! Сегодня речь пойдёт об истории создания МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.Если Вас интересует эта информация, то настоятельно рекомендую Вам изучить всю предоставленную информацию очень внимательно. Если у Вас возникли вопросы, то можете направлять их мне по адресу: uniton44287@mail.ru



В России официально не существует специальности "Мастер народных инструментов"

Думаю, каждый, кто хоть однажды пытался музицировать, знает, что от качества инструмента зависит если не все, то очень многое. Профессиональные же исполнители в некотором смысле даже считают себя его заложниками и потому к плохим инструментам испытывают личную неприязнь, а к хорошим - любовь и симпатию. А вот о тех, кто создает музыкальные инструменты, обычно забывают.

Изготовители музыкальных инструментов во всем цивилизованном мире в большом почете. Их дорогостоящее и интеллектуально емкое производство заботливо оберегают и стремятся сохранить. Но речь сейчас пойдет о состоянии дел не в далекой благополучной Японии, а в нашем родном Отечестве, где упомянутая отрасль, некогда курируемая почившим в бозе Министерством местной промышленности, а ныне находящаяся в ведении Министерства культуры, за последние десять лет практически развалилась.

* * *

Факт общего упадка производства подтверждается цифрами Госкомстата. Количество выпускаемых пианино за последние десять лет сократилось в 32 раза, аккордеонов - в 176 раз, производство смычковых инструментов вообще было прекращено. Эти и другие удручающие данные приведены в Справке о состоянии дел в отрасли, представленной в апреле этого года Министерству культуры директором московского комбината "Лира" В.М.Ларионовым. Его предприятие, в былые времена выпускавшее пятнадцать тысяч инструментов в год (многим, например, известное пианино "Лирика"), ныне делает их всего около полутора тысяч. "Дело вовсе не в конкуренции, - утверждает В.М.Ларионов. - Отрасль развалилась, потому что в 90-е годы произошел обвал спроса - учреждения культуры и частные лица перестали покупать инструменты, а своевременной государственной поддержки изготовители не получили". Кроме того, закрылись предприятия, поставлявшие сборщикам детали, и многие, в том числе "Лира", были вынуждены перейти на "натуральное хозяйство" - выкупив у незадачливых поставщиков оборудование, самостоятельно производить все части сложного фортепианного организма. Так удалось удержаться на плаву, хотя и не без потерь - "Лира" больше не выпускает рояли и смычковые инструменты, зато здесь, как и на многих других "музыкальных" предприятиях, освоили производство мебели.

Музыканты, с которыми мне довелось обсудить проблему отечественных пианино, обнаружили безразличие и скепсис. "В мире есть люди, которые уже сто лет делают отличные инструменты и всех желающих ими обеспечивают, - сказал один из них, - к нашим производителям это не относится, так чего их поддерживать?" Действительно, немногие из тех, кто играет на "Стенвее", огорчатся всерьез, узнав о том, что рояль "Москва" снят с производства. Но ведь есть и другая категория музицирующих граждан - к примеру, юные учащиеся музыкальных школ, чьим родителям приходится "заводить" в доме пианино. А это удовольствие стоит сегодня в среднем около четырех тысяч долларов (это если инструмент сделан в Чехии, Германия предложит выложить семь). Не просто немногие, а очень немногие, я полагаю, способны недрогнувшей рукой оплатить такой чек, сознавая при этом, что драгоценное чадо может через полгода категорически отказаться от музыки. Но и о том, покупать ли отечественный инструмент, цена которого в три раза ниже, но ниже, соответственно, и качество, стоит сильно задуматься.

Задумываются и сами производители, понимающие, что с одной "Лирикой" сегодня не выжить, и пытаются создать нечто лучшее. Первый опыт - инструмент под названием "Моцарт", который был представлен "Лирой", ныне обретшей самостоятельность со статусом акционерного общества, на недавней отраслевой выставке. Директор предприятия с гордостью демонстрирует положительные отзывы музыкантов и фортепианных мастеров, оценивших новое пианино как образец долгожданного качества. Изменились звук, механика и дизайн, цена при этом выросла ненамного. Но тут обрисовалась другая проблема. Делать "Моцарты" на "Лире" скоро будет некому - средний возраст работающих на производстве пианино 60 лет, и очереди в отдел кадров пока не видно...

* * *

Любезный молодой продавец в отделе струнных инструментов музыкального магазина "Рондо" из всех отечественных гитар, не задумавшись, рекомендует ленинградские. "Говорят, у них гриф надо подпиливать", - прощупываю я почву. Юноша подтверждает мои подозрения уверенным кивком и тут же советует: "Да возьмите болгарскую "Кремону" - триста рублей разница, но на ней уже можно играть". Признаюсь, о том, что отечественные гитары требуют подпиливания, подтачивания, смены струн и прочих хитрых операций, рассказал мне исполнительный директор экспериментального предприятия "Муздеталь" Игорь Великов. На "Муздетали", пользующейся хорошей репутацией у музыкантов, занимаются не производством инструментов (организовать которое сегодня почти невозможно), а только отверточной сборкой и доделкой. "В нашей стране есть производители гитар, - говорит Игорь Великов, - но, к сожалению, ничего стоящего они не делают. Схема работы у многих такова: выпускаются детали или "черновые" инструменты, которые по мизерным ценам продаются немецким фирмам. В Германии дорабатывают или собирают гитары и очень дорого продают их под своей маркой. По сути дела, это просто поставка сырья". У нормального человека напрашивается вопрос: наши производители на самом деле не знают или знать не хотят, что с их гитарами немцы делают? А если знают, то отчего бы им самим не попробовать доводить до ума свои инструменты? И соотечественнику хорошо, и загранице хлопот меньше. Не иначе как в привычке дело. А вообще, считает Великов, по-настоящему хорошие гитары делают только частные мастера. В России, кстати, они есть - например, к уникальному мастеру Стрельцову в Волгоград едут со всей страны.

* * *

Если даже отечественные предприятия перестанут производить рояли, гитары, саксофоны и прочие интернационально популярные инструменты, наш музыкальный рынок не опустеет. Гораздо хуже, если некому будет делать балалайки, гусли, жалейки - их из-за границы в Россию ввозить никто не станет. А потому если мы хотим, чтобы традиции национальной музыкальной культуры у нас продолжались и развивались, производство национальных инструментов желательно сохранить. Тем более что искусные мастера в России, слава Богу, пока еще не перевелись. Только вот прожить своим промыслом им сегодня ох как непросто. Многие частные умельцы обрели опекуна в лице общественной организации под названием "Российский альянс мастеров музыкальных инструментов" (РАММИ), возглавляемой Альфредом Гинзбургом. Под ее крылом сегодня работают около 350 человек. Инструменты этих мастеров ценятся в среде музыкантов очень высоко, но тем не менее проблем у Гинзбурга хватает. "Производство остро нуждается в поддержке. Инструмент, на изготовление которого идут дорогие материалы, не должен стоить дешево, но дорого его купить немногие могут". Программа "Наше наследие", претворяемая в жизнь Министерством культуры, увы, не содержит мероприятий, направленных на поддержку изготовителей инструментов. А потому рассчитывать приходится на свои силы. В этом году стараниями Гинзбурга в Московской школе художественных ремесел впервые открылось отделение по подготовке художников-мастеров музыкальных инструментов народов России. Однако, как это ни странно, в России до сих пор официально не существует такой специальности, поэтому с присвоением квалификации выпускникам могут возникнуть сложности. Одна из инициатив РАММИ и давняя мечта Гинзбурга нашла-таки поддержку Минкультуры. Речь идет о создании фонда "Национальные музыкальные инструменты России", в который войдут "золотые" образцы балалаек, домр, духовых, шумовых и других инструментов. Сейчас в РАММИ полным ходом идет конкурс мастеров, на котором жюри предстоит отобрать экземпляры для этой коллекции. Денег на его проведение Гинзбургу получить не удалось, но от затеи он не отказался - организовал "состязание" своими силами.